Hagen ([info]hoegni) wrote,

О Patch-Clamp I

Поскольку я начал хвастаться своими достижениями в patch-clamp, придется наконец выполнить давние обещания и рассказать, что это такое.


Живые клетки покрыты мембраной, структурную основу которой составляет двойной слой липидов, слабо проницаемый для воды и практически непроницаемый для ионов небольшого радиуса. Однако, клетка должна обмениваться этими веществами с внешней средой. Кроме того, трансмембранные ионные потоки важны для процессов возбуждения клетки и передачи сигналов. Эти потоки осуществляются через встроенные в мембрану белки — каналы и транспортеры.

Транспортеры — это белки, которые образуют с переносимым веществом комплекс по одну сторону мембраны, после чего меняют конформацию, так что транспортируемое вещество оказывается по другую сторону мембраны, и там его освобождают. По пути заметим, что самый важный транспортер в клетках эукариот – это натрий-калиевый насос, который активно, используя энергию АТФ, переносит за каждый цикл своей работы 3 иона Na+ из клетки и 2 иона K+ в клетку. Одна молекула этого транспортера выполняет примерно 103 циклов в секунду.

Каналы — это белки, которые формируют поры в мембране. Однако радиус и распределение заряженных функциональных групп в этих порах таково, что они селективны — проницаемы только для определенных ионов. В частности, имеются натриевые и калиевые, а так же хлоридные каналы. В действительности, для каждого из этих ионов имеется довольно много различных каналов. Через одиночный канал за секунду проходит в типичном случае 106 — 107 ионов.

Далее, если имеется канал и через него идет поток ионов, то вместе с ними переносится и заряд — то есть течет электрический ток, который можно измерить. (Проводимость одиночного канала в открытом состоянии колеблется, в зависимости от типа канала, от 1–2 до 30–50 пикосименсов, так что при разности потенциалов в 100 мВ имеем ток в несколько пикоампер.

Так вот, patch-clamp — это метод, позволяющий измерять токи мембранных ионных каналов.

В 1981 г. E.Neher и B.Sakmann обнаружили, что если стеклянной пипеткой с диаметром 1–2 микрона коснуться клеточной мембраны, то между ними образуется контакт с сопротивлением в несколько гигаОм, при чем контакт этот оказывается механически довольно прочным. В дальнейшем такой контакт мы будем называть gigaseal. Если такую пипетку заполнить раствором электролита и поместить в нее хлор-серебряный электрод, другой электрод поместить в омывающий клетку раствор, а между ними поставить оборудование, которое будет задавать определенную разность потенциалов между электродами и измерять ток, который для этого необходим, то мы и получим patch-clamp установку.

На фото 1 показана часть такой установки, правда, не моей, а коллеги, работающего на ооцитах Xenopus Laevis.

36,74 КБ

Огромная сфера, часть которой видна на мониторе в центре фотографии – это как раз ооцит, находящийся в данный момент на предметном столике микроскопа, к нему подведена patch-пипетка, ее диаметр у носика – около 3 микрон. После установления gigaseal она изолирует кусочек мембраны площадью 3.14*1.52 мкм2, и если в этом кусочке окажутся ионные каналы, их ток можно будет записывать. Такая конфигурация называется cell-attached patch-clamp. Она иллюстрируется следующей схемой:

2,41 КБ

Эта конфигурация, однако, имеет два неудобства.
Во-первых, она не позволяет с достаточной надежностью измерять (а тем более — задавать!) трансмембранную разность потенциалов — поскольку оба электрода — как пипеточный, так и внешний, находятся по одну сторону мембраны. Правда, можно, использовав омывающий раствор с ионной композицией, повторяющей состав цитоплазмы, деполяризовать мембрану вне пипетки, так что разность потенциалов между внешним электродом и цитоплазмой исчезнет, а тогда разность потенциалов между электродами окажется равна трансмембранному потенциалу — но это весьма приблизительно, так как точный состав цитоплазмы нам вообще-то неизвестен.
Во-вторых,эта конфигурация не позволяет менять состав среды вне пипетки (как цитоплазма была, так и есть).
В силу этих причин cell-attached mode применяется довольно ограниченно.
Однако, если пипетку быстрым движением отвести от клетки, то, если повезет, "внутренний" кусочек мембраны оторвется от клетки и получится конфигурация inside-out (потому, что внутренняя, обычно обращенная к цитоплазме, сторона мембраны, окажется снаружи – в омывающем растворе, а наружная – внутри пипетки. (Картинка на схеме 2.)

2,41 КБ

Теперь разность потенциалов на фрагменте мембраны строго равна разности потенциалов между электродами. Очевидно, что при использовании такой модификации пипетку заполняют раствором, имитирующим внеклеточную среду, тогда как омывающий раствор делают близким по составу к цитоплазме. При этом, меняя состав омывающего раствора, можно изучать, как такие изменения в цитоплазме (ведь омывающий раствор контактирует с цитоплазматической стороной мембраны) будут действовать на поведение канала. При этом мы точно знаем как состав жидкости по обе стороны мембраны, так и разности потенциалов, что позволяет достаточно точно характеризовать каналы, используя уравнения Нернста и Гольдмана-Ходжкина-Каца, так что на этом уровне электрофизиология превращается в физику каналов. при этом, если в изолированный участок мембраны попал один канал, то мы наблюдаем поведение единичной молекулы и, если это лиганд-регулируемый канал, то ее взаимодействие с другими единичными молекулами.

Ну а если мы хотим менять состав внеклеточной среды? Тогда можно не отводить пипетку от клетки,а подать в нее отрицательное давление и разрушить изолированный кусочек мембраны, перейдя таким образом в whole-cell mode:

5,59 КБ

Теперь пипетка соединена с внутриклеточной средой; поскольку клетка обычно маленькая, то, благодаря диффузии, состав цитоплазмы вскоре оказывается идентичным составу пипеточного раствора, поэтому мы, как и в предыдущем случае, знаем как состав жидкостей, так и разность потенциалов. Кстати, если в конфигурации inside-out пипеточный электрод был внеклеточным, а внутренний — внутриклеточным, то теперь их роли изменились, так что задавая потенциал, необходимо инвертировать полярность.
Преимущество этого метода состоит и в том, что здесь оказываются сохранны все клеточные структуры и регуляторные механизмы. Но есть и недостаток — мы измеряем суммарный ток всех каналов в клетке, а ведь мы только что радовались мощи метода, позволяющего наблюдать поведение единичной молекулы. Как же быть?
Оказывается, если после перехода в whole-cell mode медленно отводить пипетку от клетки, мембрана не отрывается сразу, а начинает вытягиваться в трубку — это видно на следующей фотографии:

38,26 КБ

Кстати, обратите внимание — в пипетке отчетливо видны кусочки цитоплазмы, попавшие туда после разрушения мембраны при переходе в whole-cell.

Следующая фаза процесса:

28,60 КБ

Мембранная трубка стала совсем тонкой и почти невидима ("протуберанец" у поверхности клетки — это небольшая часть цитоплазмы, оставшаяся в мембранной трубке).
В следующее мгновение трубка порвется, а мембрана сомкнется на пипетке в "вывернутом" виде — мы окажемся в конфигурации "outside-out":

5,02 КБ

В этом случае пипетка и ее электрод — подобно конфигурации whole-cell — внутриклеточные, мы свободно играем внеклеточным раствором, площадь исследуемой мембраны невелика, так что мы вновь можем изучать одиночные каналы.

Итак, patch-clamp — это метод, позволяющий изолировать фрагмент клеточной мембраны с имеющимися в нем ионными каналами, задавать определенную разность потенциалов через этот фрагмент, создавать по обе стороны мембраны среду с определенным составом и измерять, при этих хорошо контролируемых условиях, ток ионных каналов. Гигантская аналитическая мощь этого метода состоит в том, что он позволяет наблюдать поведение и химические превращения единичных молекул. Разные модификации метода позволяют в эксперименте менять различные — а в сумме все, представляющие интерес, переменные, способные влиять на поведение каналов.

В заключение — ссылки на другие посты, имеющие отношение к теме.

Фотография ооцитов Xenopus laevis в чашке Петри на столике для инъекций РНК

На последней фотографии — предметный столик моей patch-clamp установки . Видны две patch-пипетки (из них одна — на дне камеры, может быть даже на клетке; в плексигласовом зажиме с винтом — внешний электрод.

Об ионных каналах, транспортерах и их свойствах — в следующих выпусках. Если кому-нибудь интересно (о чем можно сообщить в комментах :) )

реимпорт
Tags: laboratory, popular science

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

[info]dyrbaglyz

January 18 2006, 09:24:55 UTC 6 years ago

Ну вроде понял

[info]hoegni

January 18 2006, 11:20:20 UTC 6 years ago

Приятно :)

[info]shao_s

January 18 2006, 10:49:06 UTC 6 years ago

О! Спасибо. А то замахался объяснять, чем я по столько часов в день занимаюсь. Положу в мемориз, и буду всем ссылку давать.
Только одно уточнение.
Я в своё время (ещё в Австралии) долго мучался с inside-out-aми, и на собственном горьком опыте понял, что лучше не устраивать описанный flow displacement, а делать по классическому методу. А именно: из конфигурации cell-attached отводить пипетку плавно, формируя с двух сторон закрытую везикулу; затем поднимать пипетку в воздух и опускать во вторую ванночку, с внутриклеточным раствором. При переносе внешняя мембрана везикулы разрушается, и получаем тот же inside. Метод известный, потому рисовать не буду. Тут ведь что главное?
1. В описанном Вами методе патч получается именно "если повезёт" - процентах в 10 случаев. В описанном мной - процентах в 50-ти.
2. Более важно: в описанном Вами методе flow displacement, он же single chamber, поток жидкости, направленный на остриё пипетки, часто "сдувает" патч (тут получается ещё одно "если повезёт"); кроме того, крайне трудно добиться, чтобы в этом потоке не было турбуленций, в результате которых на пипетку периодически попадает внеклеточный раствор. А при попадании его - понятно, что кусок записи можно выкидывать.

Но всё равно - спасибо за внятный текст, который мне так давно и так лениво было писать :о)

Может, заодно уж напишете о perforated patch, nuclear patch, а также разнице между voltage-clamp и current-clamp?

Заранее спасибо :о)

[info]hoegni

January 18 2006, 11:28:14 UTC 6 years ago

За уточнения спасибо. Принято. Относительно пожеланий - про nuclear patch я даже не слышал, perforated patch не пробовал. Вообще-то я работал с whole-cell и очень немного - в out-out. Но тем не менее да, написать о разнице между current clamp и voltage clamp, а так же о perforated patch можно.

Anonymous

January 18 2006, 11:32:01 UTC 6 years ago

OK - in this case I'll try to describe an "nuclear patch" method. Perhaps altogether we will be able to compile not a bad article for Wikipedia - what about that? :o)

[info]shao_s

6 years ago

[info]hoegni

6 years ago

[info]ruslanka

January 18 2006, 11:00:00 UTC 6 years ago

Сказочно. Может это в Wikipedia поместить?

[info]shao_s

January 18 2006, 11:02:25 UTC 6 years ago

Кстати, да. Это вариант. Только тогда уж "расширить и углУбить" стоит. Может, Вы займётесь переводом на украинский, а я - допишу немного дополнительно?

[info]hoegni

January 18 2006, 11:21:13 UTC 6 years ago

Вот например, про Костюка Вы можете написать :)

[info]ruslanka

January 18 2006, 12:07:57 UTC 6 years ago

Я с удовольствием попробую перевести. Надо сделать.

[info]hoegni

January 18 2006, 11:44:31 UTC 6 years ago

Рад, что тебе понравилось. И, видимо, мы этим займемся.

[info]ruslanka

January 18 2006, 12:07:17 UTC 6 years ago

Ну что ты, конечно шщикарно! Надо твое согласие на украинский вариант :-)

[info]hoegni

January 18 2006, 14:22:44 UTC 6 years ago

Оно дано :)

[info]shao_s

January 18 2006, 11:01:12 UTC 6 years ago

Да, ещё. Возможно, наряду с упоминанием Нехера и Сакмана стоило бы заметить, что сам по себе стеклянный электрод для клеточных отведений (и способ его изготовления) изобрёл Платон Костюк - в настоящее время академик НАН Украины, директор института Физиологии им. Богомольца в Киеве. Но это так, optional. Такие вещи людям "невовлечённым", разумеется, мало интересны.

[info]zorgeo

January 18 2006, 11:02:13 UTC 6 years ago

кусочек мембраны площадью 2*3.14*3 мкм2

площадь круга ПR^2 вообще-то

[info]hoegni

January 18 2006, 11:19:09 UTC 6 years ago

Нда... Тяжелый случай... Ща исправлю.

[info]ruspect_nmr

January 18 2006, 12:19:10 UTC 6 years ago

Очень надеюсь, что Вы не против ссылки на этот Ваш пост здесь: http://www.livejournal.com/community/dilettante_ru/14537.html?mode=reply

[info]hoegni

January 18 2006, 14:23:09 UTC 6 years ago

Напротив, мне приятно.

[info]vvz

January 18 2006, 18:14:24 UTC 6 years ago

Хорошее описание и иллюстрации замечательные! Спасибо!
Я на написание подобного текста так и не сподобился (да и фотографий таких мне бы не сделать - разве что осциллятор фотографировать, но он малоинтересен :-)).

[info]hoegni

January 18 2006, 22:46:00 UTC 6 years ago

Да, фотографии оказались весьма полезны :)
А может теперь и Вас вдохновит? :)

[info]vvz

January 19 2006, 17:32:52 UTC 6 years ago

Зачем - вы же уже всё очень хорошо описали, чем я занимаюсь :-)

[info]chertov

January 18 2006, 18:50:10 UTC 6 years ago

И интересно, и хорошо написано. Я знал только общие принципы (вводная часть). А как всё меряется, не представлял.

[info]hoegni

January 18 2006, 22:46:59 UTC 6 years ago

Рад, что Вам понравилось. Я Ваши тексты всегда с удовольствием читаю.

[info]shao_s

January 19 2006, 10:46:28 UTC 6 years ago

Итак, обещанное дополнение насчёт нуклеар патч:
----------
В cлучае, когда количество исследуемых рецепторов на поверхности мембраны нейрона мало, либо, при экспресси рецепторов не в нервных клетках, такая экспрессия протекает малорезультативно, прибегают к модификации метода, называемой "nuclear patch". Основной целью данного метода является повышение вероятности попадания единичного рецептора на пипетку путём увеличения площади отрываемого от клетки участка мембраны; сам же метод состоит в следующем.
Отводящая пипетка подводится к клетке, а затем рывком пробивает мембрану. После чего кончик пипетки подводится к клеточному ядру, и, путём подачи на пипетку небольшого отрицательного давления, к ядру присасывается. Затем пипетка с ядром на конце плавно отводится назад и вынимается из клетки. Выведение пипетки из клетки необходимо произвести таким образом, чтобы участок мембраны в месте выхода "наделся" на присосавшееся ядро и оторвался, обернувшись вокруг него.
В результате получается специфический вариант outside-out patch, при котором гораздо больший, чем в обычном варианте метода, участок мембраны присоединён к концу пипетки, будучи обёрнутым вокруг клеточного ядра. Таким образом, вероятность нахождения нужного единичного рецептора на оторванном участке мембраны заметно повышается.

Картинка вот: http://www.ljplus.ru/img/s/h/shao_s/NP.jpg
Подписывал картинку по-украински, но так, чтобы надписи легко было заменить на русские. Если не получится - пишите, сделаю и русский вариант.

Теперь по части инсайд-аута.
Думаю, в Ваш текст, когда будете компилировать, перед абзацем о нём надо написать что-то вроде "Inside-out patch, в зависимости от конкретных условий эксперимента, может быть получен несколькими способами." После чего Ваш текст, а затем "...однако более надёжным, хотя и более сложным, является иной метод" - и мой текст отсюда: http://hoegni.livejournal.com/31420.html?thread=185532#t185532
Картинка к нему - вот: http://www.ljplus.ru/img/s/h/shao_s/IOP.jpg
Также, думаю, неплохо было бы дать в тексте пару иллюстраций типичных электрических ответов от целой клетки и единичных речепторов. Для voltage-clamp у меня такое есть, и я их сегодня-завтра сделаю. А нет ли у Вас для current-clamp?
Ну, и последнее. Стоит ли нам обсуждать/компилировать текст статьи для Википедии здесь, или перейдём на общение письмами?

[info]hoegni

January 19 2006, 11:41:24 UTC 6 years ago

Да, метод весьма остроумен.

По поводу inside-out. Пожалуй, я воздержусь от оценочных высказываний, но оба метода опишу.

Хороший электрический ответ на амилорид на whole-cell у меня даже есть - вот здесь:
http://www.ljplus.ru/img/h/o/hoegni/2006_01_12R1.gif
http://www.ljplus.ru/img/h/o/hoegni/2006_01_12R2.gif

Правда, вольт-амперные характеристики там не без странностей, но их я могу взять из другого эксперимента c тем же каналом. :)

На предмет current-clamp покопаюсь в архивах. Что-то приемлемое должно быть.

А вот одиночные каналы - с Вас. И, пожалуй, упоминание о Костюке. Своих героев следует знать, а Сакманн и Нехер вовсю пользовались его работами.

Кстати, нам надо будет продумать вопросы языка, а то у Вас на иллюстрации украинский язык путем поднятия пипетки из раствора мгновенно превращается в английский :)

Думаю, что по поводу Википедии можно и правда перейти к письмам. Мой адрес можно взять из userinfo.

Вот одиночные

Anonymous

January 19 2006, 12:23:29 UTC 6 years ago

OK, I'll write to you later today.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…